Пролог

Хочу выразить искреннюю благодарность Вячеславу Романовичу Вербицкому за информацию, от которой я отталкивался при создании маршрута этого туристического рейда. 

Если Вы думаете, что рейд - это только 16 дней путешествия, то могу сказать, что Вы ошибаетесь. Рейд начинается с подготовки маршрута, точнее даже с идеи, куда поехать, и уже на этой стадии от предстоящего путешествия начинаешь получать удовольствие. Поэтому первая глава отчета как раз рассказывает о подготовке к рейду, начиная с появления идеи о путешествии. 

На границе Карелии и Мурманской области находится озеро Кукас, которое известно среди любителей активного отдыха, как одно из самых чистых и красивых озер Карелии. Множество отчетов водников, проходящих на байдарках по озеру, подкреплено тысячами фотографий, описывающих красоты данного места. Уже несколько лет я горел желанием посетить это озеро, но, к сожалению ни в один из маршрутов рейдов озеро не вписывалось, поэтому было решено создавать маршрут, отталкиваясь именно от Кукаса, а уже потом решать, что еще попадется нам на пути. В непосредственной близости к озеру находится Национальный Парк "Паанаярви", заглянуть в который так же планировалось уже не один год. 

Пытаясь связать эти две северо-карельских достопримечательности в единый маршрут, я долго разглядывал карту, и мой взгляд упал на поселок с названием "Полярный Круг". Так и родилась идея отправиться к Северному Полярному Кругу, заехав по дороге и в Паанаярви и на Кукас. 

В общем-то доехать до Полярно Круга особых проблем ни у кого не вызывает - сел да поехал. Даже у ГеоКешеров есть тайник рядом со стелой на трассе М-18, который называется "Фото, которое есть у всех", поэтому было решено, что ехать надо не по асфальту! И это правильно, ведь в основе путешествия лежит само путешествие, а не посещение конкретных точек или достопримечательностей, вот и образовалась идея рейда: "От Санкт-Петербурга до полярного круга минуя трассу М-18 "Кола"". Оставалось только создать маршрут соответствующий задуманной идее. В южной части особых проблем не возникало - маршрут пролегал через Приозерск и Сортавалу, далее на Суоярви, а там и через Воттоваару выходил на маршрут 2006 года, кстати, а почему бы в этот раз не заехать на Пизанец? Ладно, с Пизанцем разберемся потом, там тоже все не так просто... 

Первые проблемы с составлением маршрута начинались в районе ЕлмОзера, уже в центральной Карелии. На карте было обозначено множество различных лесовозных грейдеров, но в единую дорогу они не соединялись. Было очевидно, что наверняка там есть проезд... Тогда я решил, что здесь будет навигационный спец. участок и положил графиком целых 2 дня на него! Уж за два дня мы как-нибудь проедем и отложил данный вопрос в долгий ящик. 

Следующим темным пятном был перешеек между озером Ципринга и Пяозером. Это уже за Паанаярви. Было понятно, что через сам парк существует транзитная дорога. Тогда я сделал ход конем: найдя e-mail дирекции парка, просто написал им. И, о чудо, - получил ответ. Никогда не думал, что написав на найденный "черт знает где" ящик, можно получить что-то вразумительное. Ответ был положительным, мост на перешейке существовал, но проблема крылась в другом: на Кумапороге, дальше на север, находилась ГЭС, и единственным способом проезда было получение разрешения в городе Кандалакша. В дирекции парка мне сказали, что это очень муторно и даже они сами стараются не пользоваться этой дрогой. Я погрустнел, но не отступил. Три моих письма, написанных на электронную почту, найденные в справочниках, ушли вникуда; от телефонов тоже проку было мало - одни молчали, в других отвечали, что вопрос не к ним и отсылали куда-то еще, где тоже не брали трубку, либо говорили, что не по адресу, а куда надо - не знали. 

Тогда я обратился к великому интернету и стал искать, вдруг кто-нибудь ходил подобным маршрутом. И, представьте себе, нашел! Два отчета велосипедистов: в одном рассказывалось о том, как их пропустил охранник через ГЭС, а в другом, на мое счастье, описывалась подробная схема получения разрешения на проезд. Позвонив по указанному телефону, получил подробную инструкцию - "что", "как" и "куда". А когда они все получат, то отнесут "главному" и он будет думать. Поскольку требования были весьма строгими - паспортные данные, прописки и т.п. - я решил, что нужно заручиться поддержкой ТССР и попросить написать официальное письмо - тогда точно пропустят! 

В процессе поиска отчетов по северной части, удалось решить и центральную - был найден отчет мотоциклистов, который рассказывал о движении по лесным дорогам в районе Елмозера. Написав автору, я получил не только подробный рассказ о интересующем месте, но и полный трек! 

Кажется, все складывалось, не хватало только какой-нибудь заманухи в стиле прошлогодней Руйги, и она, конечно же, нашлась! В отчете велосипедистов упоминается зимник, идущий в сторону Кукаса с западной стороны от озера, позже об этом же зимнике я прочитал и в отчете водников, которые делают волок в Кукас. В обоих отчетах были так же и фотографии, по которым можно было судить о реальности проезда по нему на машинах туристического класса. А затем, когда я сменил крупномасштабный военный атлас Карелии на мелкий, но зато более свежий, этот зимник я увидел и на карте. Последним штрихом был Google-Earth. Сомнений не было - дорога существует, а раз так, то что мешает нам по ней проехать? Ну, или хотя бы попробовать проехать! 

Вообще-то нормальная (в нашем понимании) автомобильная дорога существует, и подходит она к озеру с востока, собственно от трассы М-18. С точки зрения оффроада, особого интереса не представляет - по ней легко проходит стандартная нива, но ее протяженность - 60 километров, которые проходятся в среднем, по отчетам различных путешественников, за 8 часов - считай день туда и день обратно - получается весьма не слабая радиалка! В общем, решено было исследовать новые пути, а известные оставить про запас! 

Маршрут был готов и пришло время объявить начало сбора команды. Если в 2009 году в рейд поехали все, кто захотел, то в этом количество зарегистрировавшихся быстро превысило в 2 раза расчетное количество экипажей, поэтому предварительную регистрацию пришлось быстро закрыть. Как обычно, приоритет имели те, кто уже участвовал в других рейдах и экспедиции, но и место для новичков вроде еще оставалось. Конечно по опыту 2009 года - 8 машин это оптимальный максимум, я поставил себе планку - 10 экипажей. Заявки были приняты у 11! 

Теперь о новичках: быстро и качественно вписался Таежник, подкупив своей пунктуальностью, опытом нахождения в автономных путешествиях и своей активностью. Так же, активность проявил экипаж из подмосковного города Ступино, который уже в 2009 году интересовался, но не смог поехать. Если Петербургские экипажи я хоть как-то мог контролировать, то иногородние - нет. В результате, буквально за неделю до старта, когда и маршрутная книжка и разрешения на проезд были уже оформлены, я узнал, что они по-тихому слились! Так же по-тихому слился и Денис на Фронтере, но здесь удалось отследить: из-за отсутствия активности в подготовке к рейду. Ну, и последним кто слился, был третий автомобиль москвичей - Форд Експлорер, но об этом я узнал уже в первом лагере - ребята не успели подготовить машину, но, несмотря на это, они не отступили, отказавшись от части снаряжения, загрузились в две другие московские машины и отправились в путешествие! 

Вернемся к Пизанцу. Озеро представляет собой геологический разлом длиной 6 км, туристические стоянки есть только в северной части озера, а все самое интересное - в южной. Первоначально был план поступить как большинство автотуристов - подойти с южной стороны на сколько позволят машины, а дальше - пешком, но с появлением в нашей команде Таежника появилась другая идея - взять байдарки и совершить водную прогулку как по Пизанцу так и по Кукасу. Таежник собирался ехать один, на длинном Ниссан Патруль, куда легко загружались разобранные байдарки. 

Итак, наш командный состав выглядел следующим образом:

  • УАЗ Патриот Александра Обухова (мой то бишь), на 32" А/Т, со слабой (6000 lba) электролебедкой.
  • Шевроле Нива Александра Живицкого (Zhiv), резина стандартная 215/75/15, хоть и Мудовая (M/T), но конкретно покушанная. Сама машина была задрана по самое не хочу, сзади обваренный мост, и, как выяснилось перед самым выездом, А-образный, будь он не ладен, рычаг. Днище прикрывал сплошной лист АМГ.
  • 213 Нива Михаила Воронова (Ranger). Слегка лифтованная, на зимней 235/75/15. Раздатка защищена подрамником.
  • 213 Нива Александры Бачалдиной (Хаха). Подготовки тут не было, была только антиподготовка - перед самым выездом, несмотря на мои отговоры, на машину были вклячены мудовые Кордианты, размерностью 205/70/15.
  • Крокодил 31 Нива Игоря Покровского (Mika Kostramskoy). По степени подготовки аналогична Шевику Живицкого.
  • Ниссан-Партол Михаила Андросова (Таежник), из подготовки можно с натяжкой назвать только 33ю А/Т резину (вроде бы это штатный размер для Патруля), но ему и этого достаточно, хотя я почти уверен, что через год мы этот автомобиль не узнаем. Вообще строительство автомобилей, а точнее их монстряченье - это тема для отдельной статьи, которую я обязательно напишу по результатам этого рейда...
  • Всеми любимый Ужазик - УАЗ 31514, который с прошлого года сменил стальную крышу на тент, обварился каркасом безопасности, обрел 31"ые Муды и бензобак на 130 литров во весь багажник
  • Шеви-Нива Владимира Коляда тоже обзавелась Мудами 235/75/15, для чего её слегка лифтанули. Что там с защитой - не знаю, в прошлом году был Шериф и его постоянно рихтовали, в этом все было спокойно.
  • Паанаярви... Мое общение с дирекцией парка началось в декабре, сначала мы беседовали про возможность проезда, но когда в феврале зашла речь о том, чтобы группа остановилась на один день в парке, мне было сказано, что это проблематично, в связи с большим количеством туристов. Насколько я понял, туда приезжают надолго, и группа, которая займет 25% мест от общего количества всего на 2 ночи, просто лишние головные боли. Тогда встал разговор о размещении в палатках, на что мне был ответ, что такое количество машин и палаток разместить негде. Сейчас с уверенностью могу сказать, что это бред - наша группа легко разместилась бы на любой одной из площадок, которые мы видели за время нашего пребывания в парке. А когда настал черед бронирования, и вовсе сказали, что все места забронированы! Пришлось пойти другим путем - запросить разрешение на транзит, в этом они отказать не имеют права и не отказали, а когда разрешение было получено, уже договорился, что мы заодно посмотрим достопримечательности в течении одного дня, без остановки в парке. Тут тоже отказа не последовало - денег-то все хотят, а тут никаких хлопот и 5 тысяч в кармане. Таким образом, у нас в графике образовался еще один лишний день. "Ну и ладно" - подумал я - "сделаем сдвоенную дневку на Кукасе!" 

    Теперь про ТССР. Маршрутную книжку я отправил в Москву в центральную МКК почтой за 1.5 месяца до старта. Книжка мне вернулась за несколько дней до старта - они ее даже с почты забрать не удосужились. Письмо на ГЭС с просьбой о транизите я вообще не увидел, хотя на мою просьбу подписать письма, мне ответили, цитирую: "Без проблем". С наступлением июля, я активно начал чесаться самостоятельно: было направлено письмо в дирекцию по факсу, как было описано у велосипедистов. Ответ мне обещали скинуть на факс, но спустя неделю ответа не последовало. Я снова позвонил в Кандалакшу, меня отправили общаться с Главным (вроде бы инженером, но могу и ошибаться). Ну, думаю, не получим мы разрешение, ан нет: Общение с "Главным" оказалось весьма приятным, он сказал, что давно подписал разрешение, но почему оно до нас не дошло - непонятно. Чтобы не было проблем, я сбросил заново заявку и спустя 10 минут получил ее назад с подписью. 

    Ура, все бумаги получены, можно ехать. Фиг с ним, с ТССРом, в конце концов, не ради Чемпионата едем, а ради себя! Но не тут-то было - в Карелии вводят ЧС в связи с пожарами и ограничивают въезд в леса. 

    За неделю до старта я капитально наседаю на руководителя Петергофского Клуба Туристов Александра Капитонова, имеющего некое влияние на ТССР и, благодаря исключительно его усилиям, за что отдельная благодарность, маршрутная книжка перед стартом была у нас на руках! Книжкой это, правда, назвать было тяжело - это был набор листочков, которые постоянно пытались разлететься. Ну да ладно, цель достигнута - мы спортивные туристы, проходящие маршрут, а не просто туристы, которые не гасят за собой костров. Ради справедливости надо сказать, что проблем со въездом в лес у нас не возникло, маршрутная книжка доставалась лишь дважды, но в обоих случаях очевидно было, что кардинально она ничего не решила - нас и так принимали тепло везде, ну или почти везде, но там я, думаю, и на маршрутную книжку было бы наплевать, но об этом позже, пора переходить к повествованию непосредственно о рейде...